Российские шинники намерены создать систему утилизации шин
Российские производители и импортеры шин намерены совместно разработать систему утилизации покрышек в России.
Этот вопрос обсуждался во вторник на заседании подкомитета по развитию шинной промышленности комитета ТПП РФ по промышленному развитию.
Основной принцип развития этой отрасли заключается в ответственности производителя и импортера за переработку продукции. Как отметили участники дискуссии, модель ответственности производителя за утилизацию наиболее эффективна, примером тому служат некоторые европейские страны, например Франция, где утилизация шин достигает 100%.
Участники заседания обсудили несколько принципов развития отрасли по утилизации шин.
Во-первых, предполагается, что плату за переработку будет вносить конечный потребитель. Таким образом, утилизация шин будет оплачена уже на стадии приобретения продукции. На заседании предложили, чтобы при покупке шин сбор за утилизацию был прописан отдельно от стоимости продукции в чеке.
Кроме того, производители шин предложили законодательно запретить выбрасывать использованные покрышки, таким образом, владелец шин будет ответственен за сдачу изношенных шин в специальные пункты приема (дилеру), которые обязаны бесплатно принимать их. Также предполагается законодательно запретить сжигать шины в открытой среде.
Предлагается, что каждый производитель обязан обеспечить утилизацию шин в размере годового объема, поставленного им на рынок за предыдущий год.
Модель будущей системы по утилизации шин выглядит следующим образом.
Российские производители и импортеры шин планируют создать некоммерческую организацию-оператора, которая будет заниматься сбором и логистикой изношенных шин на места их переработки.
В задачи оператора будет входить создание и координация централизованной системы сбора, транспортировки и переработки шин. Кроме того, эта компания будет формировать тарифы экологического сбора, исходя из расчета стоимости утилизации задекларированного производителями/импортерами объема шин; проводить тендеры по отбору компаний, предоставляющих услуги транспортировки, сбора, сортировки и переработки шин; проводить научно-исследовательскую работу в области утилизации шин, а также заниматься продвижением продукции вторичной переработки шин.
Ответственность производителя и импортера в рамках предполагаемой модели распространятеся только на шины, поставляемые на вторичный рынок России и не затрагивает шины, устанавливаемые на автомобили в первичной комплектации заводов.
Ожидается, что кроме решения экологических проблем, создание отрасли по утилизации шин даст возможность перерабатывать механическим способом до 70% шинных отходов, что позволит ежегодно производить свыше 450 тыс. тонн резиновой крошки, до 100 тыс. тонн текстильных материалов и до 45 тыс. тонн лома металлокорда. Налог на прибыль может составить до 105 млн руб. в год, а в дальнейшем может возрасти до 271 млн руб. в год. Более того, к 2015 году может быть создано 8–15 тыс. новых рабочих мест.
Размер и формула сбора (налога) пока не определены, однако пока оговорена лишь зависимость сбора от размера шин: для грузовых шин сбор будет выше, так как их транспортировка объективно дороже.
Изношенная шина, как неоднократно повторяли участники заседания, это не отход, а вторичный ресурс, который может быть переработан в восстановленную шину, крошку, либо использоваться как топливо на цементных заводах.
В настоящее время основным способом утилизации шин в России является захоронение на полигонах и свалках.
Как отмечается в презентации начальника отдела по корпоративным коммуникациям ОАО "Кордиант" Яны Аржановой, объем выбрасываемых изношенных шин составляет около 1 млн тонн в год. Доля перерабатываемых шин в России по разным оценкам составляет от 10% до 17%.
В конце мая в правительство РФ было направлено письмо, в котором изложена позиция российских производителей шин относительно утилизации шин. Сообщество производителей и импортеров шин в России выразило глубокую озабоченность по поводу предложения Минпромторга РФ включить систему утилизации шин в проект концепции утилизации автомобилей. Производители шин просят правительство рассмотреть возможность дифференцированного подхода к утилизации шин для исключения их из концепции утилизации автомобилей.