Максим Урлапов, корреспондент:
- После того, как автомобильные шины отъездили свой срок - в Украине они чаще всего оказываются не на заводах по переработке - а вот на таких стихийных свалках.
С каждым днем - их становится все больше - шины оставляют гнить в посадке, в лесу, или вот так - просто выбрасывают на дороге. За год - накапливается больше трехсот тысяч тонн такого мусора. И это угроза экологии - говорят в профильном министерстве. В шинах есть десятки токсичных веществ, из-за влажности или жары они попадают в воздух, грунт, подземные воды.
Александр Соклолов, директор департамента экологической безопасности Министерства экологии:
- Если мы сжигаем среднюю калибровку шины - восемь с половиной килограмм одна шина - мы получаем сто двадцать грамм канцерогенного вещества, которое вызывает рак и прочие опаснейшие болезни.
Ситуация может стать критической - решили в Кабмине. И ввели специальный экологический сбор. Платить его будут фирмы, которые ввозят шины в Украину или выпускают сами. Это - цеха одного из отечественных производителей. Здесь предупреждают - их шины подорожают, но не более - чем на размер сбора - это около пяти процентов.
Ольга Шурпач, заместитель директора завода по производству шин:
- Мы думаем, что наши потребители отнесутся с пониманием - потому что за экологию тоже нужно платить - потому что нашим детям будет легче дышать.
Все деньги от сбора - пустят на строительство новых экологически безопасных заводов по переработке резины - обещает министр экологии. Говорит, договорённости с несколькими инвесторами уже есть - преимущественно иностранными. Качеством работы украинских заводов - министр не доволен.
Николай Злочевский, министр экологии Украины:
- Это жалкое подобие - не соответствующее нормам, тем более что на некоторых заводах установлены печи, которые сжигают, отсутствуют фильтры и мы не дадим таким предприятиям работать - экологическая инспекция будет запрещать или будут их штрафовать.
Но владельцы вот этого мини-завода - инспекций не боятся. И тоже хотят претендовать на деньги от экологического сбора.
Виктор Рыбченко, исполнительный директор завода по переработке шины:
- Ориентироваться только на иностранные компании - это тоже не правильно - нужно поддерживать своих - мы ничем не хуже, чем иностранные инвесторы.
Вот в этих 6 котлах - перерабатывают резину. При сжигании шин здесь получают газ, который по трубам возвращается в котел и поддерживает нужную температуру. Но главный продукт переработки - такое топливо. Директор предприятия говорит - его охотно раскупают разные заводы - из-за горючести. Отходы здесь остаются, но и их можно использовать.
Сбор с производителей шин - начнут взымать через три месяца, говорят в правительстве. И уже до конца года должны приступить к строительству как минимум первых двух заводов по переработке резины. В Кабмине считают - эффективнее всего, если из шин будут производить при очень низких температурах мелкую крошку, которая впоследствии добавляется в дорожное покрытие. Как, например, это делают в Израиле.
Максим Урлапов, Максим Чеблин, "Подробности", Телеканал "Интер".