Шинники готовы помочь правительству выполнить наказ президента Дмитрия Медведева о создании в России единой системы утилизации покрышек. Компания «Сибур — Русские шины» направила премьеру Владимиру Путину письмо, в котором в качестве отраслевого оператора по утилизации предложила собственное детище — некоммерческое партнерство «Русэкошина». Финансировать проект, по задумке «Сибура», будут сами производители и импортеры шин.
Завтра истекает срок, который президент Дмитрий Медведев отвел правительству на подготовку предложений по созданию федеральной системы сбора, транспортировки и утилизации шин. Ответственным за исполнение поручения был назначен лично Владимир Путин.
Помочь главе правительства вызвалась компания «Сибур-РШ». Еще две недели назад она отправила Владимиру Путину письмо со своими соображениями по этому вопросу.
В Белом доме заявили, что письмо сейчас находится на рассмотрении в секретариате правительства.
В документе «Сибур-РШ» рассматривает три варианта механизма утилизации: модель дополнительного налогообложения, модель свободного рынка и самая «безгрешная» модель — ответственность самих шинников. Эксперты самого «Сибур-РШ» склоняются к последнему варианту, при котором утилизацию контролирует некоммерческая организация (НКО), отчитывающаяся перед государством.
Финансировать НКО предлагается самим производителям и импортерам шин пропорционально их доле на рынке. «Сибур-РШ» и «Нижнекамскшина», представляющие вместе 56% российского производства, уже подтвердили свою финансовую готовность (сумма затрат на создание системы утилизации еще не подсчитана). Осуществлять переработку шин предполагается поручить частным компаниям при поддержке НКО.
Иллюстрируя эффективность этой модели, «Сибур-РШ» приводит пример французской НКО Aliapur, созданной в 2003 году при поддержке Bridgestone, Continental, Dunlop Goodyear, Kleber, Michelin и Pirelli: сейчас 92,9% покрышек во Франции перерабатывается, еще 7,1% экспортируется.
В России в качестве отраслевого оператора по утилизации шин и РТИ «Сибур-РШ» предлагает собственное некоммерческое партнерство «Русэкошина». «Понимая неотвратимость изменений, мы с «Нижнекамскшиной» решили взять инициативу на себя и построить систему с минимальными затратами для производителей», — комментирует Дмитрий Соков, замгендиректора «Сибур-РШ» по операционной деятельности.
«Русэкошина» будет координировать работу участников рынка, перераспределять денежные потоки между переработчиками и финансировать инновации в переработке и применении вторсырья.
«Бизнес по переработке шин в принципе убыточный. Чтобы он выходил в ноль, его необходимо дотировать. Наиболее удачная модель — собирать необходимые средства у производителей и импортеров. Мы понимаем, что чем более рентабельный бизнес по переработке шин мы сможем построить, тем меньше будет собираться. В этом и есть наша выгода», — объясняет заинтересованность самого холдинга г-н Соков.
По мнению экспертов, «Сибур-РШ» в любом случае внакладе не останется. «Может, само некоммерческое партнерство прибыли от проекта и не получит, но на этапе переработки какая-то польза для «Сибур-РШ» вполне вероятна», — отмечает Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала». Основным продуктом переработки изношенных шин является резиновая крошка, которая используется при производстве различных покрытий, новых автопокрышек, товаров народного потребления и т.д. «Сфера утилизации шин совершенно не развита в России, поэтому у рынка гигантский потенциал», — констатирует эксперт