Переработка отходов, переработка шин,       шредеры, грануляторы - MTB-Recycling СНГ
Меню сайта
Категории раздела
Переработка шин - статьи [14]
Главная » Статьи » ПЕРЕРАБОТКА ШИН » Переработка шин - статьи [ Добавить статью ]

Современные подходы к решению проблем утилизации шин и РТИ

МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ УТИЛИЗАЦИИ РЕЗИНОТЕХНИЧЕСКИХ ИЗДЕЛИЙ И ШИН»


1–2 июня 2011 года в Москве, в Российском государственном университете нефти и газа имени И. М. Губкина, прошла международная научно-практическая конференция «Современные подходы к решению проблем утилизации резинотехнических изделий и шин». Конференция была организована при поддержке Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, ЮНИДО, фонда «Национальный центр чистого производства ЮНИДО в РФ», Ассоциации содействия восстановлению и переработке шин «Шиноэкология», АНО «Международный центр наилучших природоохранных технологий».

Двух полноценных дней работы конференции оказалось недостаточно для того, чтобы все желающие смогли высказаться по проблеме, обозначенной в названии мероприятия, и предложить свой вариант ее решения. На страницах «ЮНИДО в России» тема утилизации резинотехнических изделий и шин поднималась не раз. Чтобы не повторяться, напомним лишь, что ежегодно в нашей стране 1 000 000 тонн использованных покрышек отправляются куда угодно — в придорожные канавы, мусорные контейнеры и на полигоны бытовых отходов, в леса, в гаражи автолюбителей, но только не на заводы по переработке.

В рамках журнальной статьи сложно рассказать обо всех докладах, прозвучавших на конференции, поэтому мы настоятельно рекомендуем скачать с сайта www.unido-russia.ru презентации, представленные докладчиками конференции. Читая наш мини-репортаж, вы сможете одновременно просматривать соответствующую презентацию.

Важность конференции была подчеркнута председателем Комитета по природопользованию и экологии Торгово-промышленной палаты РФ С. М. Алексеевым, чье выступление касалось формирования отходоперерабатывающей индустрии в стране и законодательного обеспечения этого процесса. Были зачитаны приветствия от Государственной думы и Совета Федерации. С приветственным словом также выступили ректор РГУ нефти и газа имени И. М. Губкина В. Г. Мартынов и начальник отдела сотрудничества в области экологической безопасности Минприроды А. С. Пешков.

В ходе первой части конференции участники узнали, что в Федеральное собрание РФ внесен ряд законопроектов, направленных на улучшение ситуации в области утилизации и переработки отходов, в том числе резинотехнических изделий, однако судьба этих законопроектов вряд ли будет простой — слишком много сфер деятельности они затрагивают.

После этого старший консультант ЮНИДО (Австрия) В. Я. Ищенко и национальный координатор проекта В. А. Марьев представили Проект ЮНИДО «Создание центра по применению передовой практики и природоохранных технологий при утилизации потенциально опасных потребительских продуктов и промышленных отходов». Выступающие особо подчеркнули, что данный проект отличается от других проектов ЮНИДО, например от проектов вывода ГХФУ и повышения энергоэффективности в промышленности, которые финансируются международными организациями, такими как ГЭФ. Проект же по утилизации отходов финансируется Российской Федерацией напрямую, через правительство страны. Это еще раз подчеркивает важность проблемы, решению которой он посвящен.

После вступительных слов и презентации проекта наступил черед иностранных гостей. Доктор Хорхе Соуза (Jorge B. Sousa), вице-президент Американской ассоциации резиновых асфальтов CONSULPAV Int. (США), тридцать пять минут держал зал в напряжении, наглядно демонстрируя все преимущества асфальта с резиновым модификатором перед традиционным дорожным покрытием. В США «резиновый» асфальт используется уже много лет. В частности, асфальт, полученный так называемым мокрым способом, имеет в разы больший срок службы, практически не растрескивается и вдобавок позволяет сэкономить на толщине дорожного покрытия. Кроме того, на дороге с таким покрытием из-за лучшего сцепления шин снижается аварийность, и вдобавок уменьшается шум, издаваемый автомобилями. «Даже если забыть об экологии и думать только о технологиях и деньгах, асфальт с резиновым модификатором — это огромный шаг вперед!» — вот основной тезис выступления. По мнению докладчика, нет никаких технологических проблем для того, чтобы использовать только такой асфальт, но политические проблемы пока не решены. В частности, и подрядчик, и производитель наполнителя для дорожного покрытия прямо заинтересованы в том, чтобы материала уходило как можно больше, а дорога ремонтировалась как можно чаще. И в США, и по всему миру приходится бороться не с законами физики, а с законами психологии и стремлением к наживе. Однако то, что получилось у половины мира, включая близкую нам по климату Канаду, обязательно получится и у нас.

Следующий иностранный докладчик, Пауло Сильва (Paulo Silva), руководитель департамента логистики португальской ассоциации переработки шин VALORPNEU, рассказал об опыте Португалии, касающемся в основном организации сбора и переработки. В некоммерческую ассоциацию VALORPNEU входят все производители и импортеры резины, они же и финансируют ассоциацию. Проблема утилизации решается за счет соблюдения двух условий: производитель может продать ровно столько шин, сколько было им собрано и утилизировано, а в цену покрышки закладывается стоимость ее переработки. Переработка одной покрышки для легкового автомобиля стоит в Португалии около 1 евро. Докладчик привел и другие любопытные данные. Так, сейчас в Португалии функционирует сеть пунктов сбора использованных шин: 38 площадок — на материке и 9 — на островах. С 2007 года ни одна покрышка не попадает на свалку, причем процент восстановления и повторного использования покрышек чрезвычайно высок.

Вообще, Португалия была представлена на конференции достаточно большой делегацией. Господин Васко Пампулим (Vasco Pampulim), директор португальской ассоциации RECIPNEU — Empresa Nacional de Reciclagem Pneus — рассказал об основном способе производства резиновой крошки, применяющемся в Португалии: шины в криотуннеле охлаждают жидким азотом до –80 °С, после чего отправляют в дробилку, где в течение миллисекунд превращают в крошку. По данным RECIPNEU, есть очень большая разница между таким способом получения крошки и чисто механическим измельчением шин. В частности, при криоизмельчении поверхность крошки имеет гораздо большую площадь, что способствует лучшему взаимодействию с битумом.

Выступавший после португальских гостей В. М. Аленцин, генеральный директор ОАО «Комбинат экологического обслуживания», организации, которая занимается сбором отходов в Москве и области, сразу дал понять: у нас не Португалия. По результатам маркетинговых исследований, проведенных его компанией, более 85 % профильных организаций вовсе не имеют договора на утилизацию, остальные такой договор имеют, но, судя по всему, по нему не работают. В результате удается собрать лишь несколько процентов от всех покрышек, выбрасываемых в столице и области, так что даже имеющиеся мощности по переработке шин («Комбинат экологического обслуживания» работает в тесной связи с перерабатывающим заводом в г. Радужном) вынуждены простаивать. Ответа на резонный вопрос «где шины?» не знает никто, можно лишь предполагать, что все они оказываются в лучшем случае на свалках. По мнению В. М. Аленцина, такая ситуация сложилась во многом из-за того, что из-под лицензирования вывели как отходы пятого класса опасности, так и транспортировку мусора. Выход докладчик видит в переходе от контроля к управлению: контролирующие органы, коих хватает, малоэффективны, а вот управлять данным процессом в стране некому. Также необходимо установить нормативы сдачи шин (условно говоря, N шин в год с одной шиномонтажной установки), оптимизировать налогообложение в области сбора и переработки отходов, ввести запретительные тарифы на прием несортированного мусора. Пока же использованные шины у нас находятся вне сферы государственного управления.

Эту позицию поддержал Е. Р. Кренц, генеральный директор ОАО «Чеховский регенератный завод». ЧРЗ занимается переработкой шин уже 70 лет, причем поначалу деятельность завода была направлена не столько на производство регенерата, сколько на восстановление необходимых тогда в народном хозяйстве шин. Сейчас восстанавливать шины невыгодно, поэтому завод лишь отбирает годные к дальнейшей эксплуатации покрышки, остальные резиновые отходы перерабатываются в крошку. Металлический корд идет на переплавку, текстильный корд становится материалом для тампонирования скважин. Сбор в стране налажен плохо, ежегодно удается собрать лишь 10–15 тысяч тонн шин, и это при нулевой плате за утилизацию! Но это не единственная проблема. Власти не учитывают товар из вторсырья при госзакупках, налоговые льготы для предприятий, перерабатывающих отходы, вводить никто и не думает, кроме того, с нынешними законами шины можно вовсе никуда не сдавать. Об этом косвенно свидетельствует тот факт, что 80 % шин перерабатывается заводом без выдачи документов об утилизации — поставщикам эти бумаги просто не нужны.

Выступление следующего докладчика вызвало в зале бурю эмоций. Ю. В. Трофименко, заведующий кафедрой «Техносферная безопасность» МАДИ и представитель Ассоциации «Шиноэкология», выразил озабоченность проблемами утилизации не только покрышек, но и других связанных с автомобилями вредных веществ и материалов. В частности, если по покрышкам есть хоть какой-то прогресс, то антифризы и прочие технологические жидкости не утилизирует никто. В итоге эти жидкости оказываются в бытовой канализации, в реках и в земле. По мнению докладчика, нужно создавать управляющую компанию, которая занималась бы утилизацией всего околоавтомобильного мусора. Ассоциация «Шиноэкология» готова взять на себя эту функцию. Однако тарифы, приведенные им в качестве примера, вызвали резонные вопросы: 3200 рублей за утилизацию автомобиля, 240 рублей за утилизацию одной легковой покрышки и 1200 рублей за переработку шины грузового автомобиля. Эти суммы, по мнению докладчика, обеспечивают минимальную рентабельность переработки. Учитывая, что сейчас стоимость утилизации обычной шины в Радужном — около 20 рублей, вопросы вполне обоснованны: не каждый потребитель захочет столько платить.

А ведь потребитель платит за утилизацию во всех существующих моделях переработки, о какой бы стране мира ни шла речь. Об этом рассказала госпожа Фазиле Синаральп (Fazilet Cinaralp), генеральный секретарь ETRMA — Европейской ассоциации производителей шин и РТИ. Европа, где образуется примерно 3,2 миллиона тонн использованных покрышек в год, встала на путь переработки раньше России, однако все равно пока проигрывает Японии и США в отношении вторичного использования покрышек. Шины в Европе запрещено вывозить на свалки с 1999 года, с 2006 года запрещены даже контролируемые захоронения покрышек. Они стали первым продуктом, с которым было запрещено обращаться таким образом. Хотя во всей Европе действуют общие принципы переработки, в плане конкретных подходов единства нет. Примерно 60 % европейских стран придерживается модели, основанной на ответственности производителя. Создается национальный оператор по переработке шин, как, например, VALORPNEU в Португалии, который финансируется за счет средств производителей и импортеров резины, но, поскольку стоимость утилизации заложена в стоимость самой шины, реально средства поступают от потребителей. В некоторых небольших государствах (таких, как Дания) действует похожая модель, основанная на ответственности государства и налогах на производителя. Принципиальное отличие от предыдущей модели в том, что фонд, из которого финансируется переработка РТИ, контролируется государством, а не частным оператором. В остальных странах, таких, например, как Германия, действует так называемая модель свободного рынка: операторов переработки может быть сколько угодно, именно они отвечают за сбор и утилизацию резины, при этом установлены жесткие правила обращения с этим видом отходов и довольно высокая (около 3 евро за небольшую шину) плата за утилизацию. Все эти модели работают: покрышки в Европе практически не попадают на свалки, за пятнадцать лет пройден путь от 40 до 100 % переработанных резинотехнических отходов. Часть покрышек (примерно 40 %) сжигается на цементных заводах и превращается в энергию, но большинство восстанавливается для повторного использования или перерабатывается в резиновую крошку и металлический лом.

Нельзя, впрочем, забывать, что вред от покрышки начинается совсем не тогда, когда она выброшена на свалку, а гораздо раньше — еще на этапе производства. Об этом напомнил директор по науке ООО «НТЦ НИИШП» И. В. Веселов в докладе, посвященном опыту производства полиуретановых шин. При производстве шины применяются вредные компоненты, к тому же тратится много энергии. В процессе эксплуатации покрышка истирается, поэтому в одной только Москве за год образуется около 10 000 тонн мелкодисперсной крошки, по сути — пыли. О проблемах утилизации вы уже знаете. Таким образом, обычная шина вредит экологии в течение всего жизненного цикла. В противовес этому полиуретановые шины экологически безопасны. Полиуретан по сравнению с резиной более прочен, износостоек и маслостоек, легче поддается переработке и экологически более нейтрален. При этом технология производства таких шин дешевле на 15 %, площади, требуемые для размещения оборудования, меньше на 80 %, энергозатраты ниже на 33 %, шина изготавливается во много раз быстрее, а минимальный экономически выгодный размер партии в 10 раз ниже. К тому же сопротивление качению у полиуретановой шины на 30 % ниже, чем у резины, что означает экономию 5–7 % топлива. Недостаток у таких шин один: при сильном нагреве полиуретан теряет свои свойства, а шины при езде, как известно, нагреваются. Этот эффект можно минимизировать на машинах с ABS, кроме того, он вовсе не имеет значения для низкоскоростных промышленных покрышек. Именно такие покрышки вовсю используются в мире, есть такие шины и у НИИШП, причем эта продукция сертифицирована. К сожалению, без дополнительного финансирования о массовом производстве не может быть и речи, но если такое финансирование будет, полиуретановая шина вполне способна заменить традиционную во многих случаях.

Выступивший следом Майк Хинси (Mike Hinsey), вице-президент Granutech-Saturn Systems Corp. of America, представил мобильные шредерные установки, способные измельчать до 60 тонн шин в час. Стоимость одной установки — около 1 млн долларов, так что возникает резонный вопрос о сроках окупаемости такого оборудования, но при налаженном сборе мобильная установка способна сэкономить много топлива, которое не нужно будет тратить на перевозку шин к месту переработки.


Турецкий докладчик Алпер Сариоглан (Alper Sarioglan), старший научный сотрудник НИЦ TUBITAK, представил российским коллегам проект TyGRE, посвященный переработке шин методом газификации. В результате получается ценный абразив — карбид кремния SiC (1500–2000 долларов за тонну), а также газообразное топливо, которое может использоваться в различных топливных элементах и двигателях. Следует заметить, что при всей прибыльности этого проекта перспективы его в России пока сомнительны в первую очередь из-за наличия относительно недорогого природного газа.

Очередной российский докладчик, исполнительный директор ОАО «НИИ резиновых и латексных изделий» В. В. Иванов, рассказал о финальном процессе переработки шины во что-то полезное, а именно о производстве эластомерных покрытий из отходов РТИ. Поставщиком крошки для ОАО выступает завод в г. Радужном, так что нам особенно приятно показать, во что превращается крошка в конце пути. Любой столичный читатель может увидеть это и сам: рельефная плитка для слабовидящих, уложенная по ул. Молодогвардейской, д. 52, травмобезопасное противоскользящее покрытие на Щербаковской улице (д. 44, 48), противоскользящее покрытие края девятой платформы Павелецкого вокзала, обрезиненные бесшумные шпалы, которые начали использовать в РЖД на городских участках… Докладчик наглядно показал: даже без применения в дорожном строительстве у резиновой крошки есть перспективы.

На конференции прозвучало еще много докладов. Например, сотрудники НИИШП подробнее рассказали о восстановлении шин для использования их по прямому назначению, ОАО «ТатНИИнефтемаш» обобщило свой опыт внедрения пиролизных установок, ООО «НПЛ Амера» предложило свой вариант переработки шин с использованием ароматических растворителей, представители ассоциации «Шиноэкология» рассказали о небогатом пока российском опыте применения крошки в дорожном строительстве…

Конференция 1–2 июня стала первым шагом на долгом пути к рациональному обращению с промышленными отходами. Проект ЮНИДО не зря рассматривает два важнейших вида таких отходов: электротехнические и резинотехнические. Резолюция, принятая по итогам конференции и «круглого стола», дает надежду на то, что вслед за резиной мы научимся правильно утилизировать и другие отходы нашей деятельности. Этот путь весьма и весьма непрост, но другого у нас просто нет.

«ЮНИДО в России» публикует полный текст принятого по итогам конференции документа. Надеемся, он все скажет за себя сам. Мы же со своей стороны намерены и дальше уделять пристальное внимание утилизации отходов и соответствующему проекту ЮНИДО.

Решения Международной научно-практической конференции «Современные подходы к решению проблем утилизации резинотехнических изделий и шин» Москва 1–2 июня 2011 г.

В Москве состоялась Между­народная научно-практическая конференция «Современные подходы к решению проблем утилизации резинотехнических изделий и шин». Конференция проводилась в рамках Проекта Организации Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), который реализуется в Российской Федерации. Организаторами мероприятия выступили Центр международного сотрудничества ЮНИДО в Российской Федерации, Торгово-промышленная палата России и Министерство природных ресурсов Российской Федерации.

В работе конференции приняли участие представители мировых предприятий — производителей автомобильных шин «Мишлен», «Гудиер», «Йокохама», «Бриджстоун»; Европейской ассоциации производителей шин и РТИ; Ассоциации резиновых асфальтов (США); компании-переработчики резинотехнических изделий и шин из Португалии, Бельгии, США, Турции, Японии, России и стран СНГ; руководители органов законодательной власти в области природопользования и обращения с отходами на федеральном и региональном уровнях Российской Федерации. Всего в мероприятии в качестве докладчиков и слушателей приняли участие 120 человек.

Конференция отметила, что проблема утилизации резинотехнических изделий и изношенных шин транспортных средств имеет большое экологическое и экономическое значение для всех развитых стран мира. Только в России ежегодно из оборота, по оценкам экспертов, выводится около 1 млн т шин, из которых собирается и перерабатывается около 70 тысяч т, то есть менее 10 процентов.

Шины обладают высокой пожароопасностью, а продукты их неконтролируемого сжигания оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

Потребности человечества в природных ресурсах непрерывно растут, их стоимость постоянно повышается. Одним из направлений сокращения потребления природного сырья является использование потенциала материальных ресурсов, накопленных в отходах. Отработанные резинотехнические изделия и шины являются ценными вторичными материальными ресурсами.

Существующая в Российской Федерации законодательная база в области обращения с отходами обладает рядом существенных недостатков, в первую очередь отсутствует ответственность производителя (импортера) за утилизацию своей продукции в конце жизненного цикла.

В нормативно-правовых актах Российской Федерации отсутствуют реальные экономические стимулы вовлечения отходов в хозяйственный оборот в качестве вторичных материальных ресурсов. Нерационально распределены полномочия в области регулирования деятельности по обращению с отходами между государственными и муниципальными властными структурами. Не введены правовые нормы, предусматривающие управление потоками отходов, в том числе резинотехнических изделий, на региональном уровне.

Факторами, сдерживающими развитие производственного сектора по утилизации резинотехнических изделий, являются:

  • отсутствие органа государственной власти, ответственного за формирование и управление в области обращения с отходами и вторичными ресурсами;

  • отсутствие политики в сфере сбора отходов резинотехнических изделий, что не позволяет обеспечить сырьем существующие в России мощности по переработке, мощность которых превышает 150 тысяч т отходов в год;

  • отсутствие гармонизированных с международными стандартами технологических регламентов на производство продукции, произведенной с применением отходов РТИ, в частности для ее применения в дорожном строительстве;

  • отсутствие специализированных независимых лабораторий по оценке качества дорожных материалов, получаемых из отходов РТИ;

  • дорожная отрасль не готова широко применять резиновую крошку в строительстве ввиду отсутствия специальной техники и несовершенства предлагаемых к применению технологий;

  • отсутствие эффективных схем взаимодействия с международными партнерами — производителями и импортерами автомобильных шин и переработчиками отходов РТИ, разработчиками технологий и производителями оборудования по переработке этого вида отходов.

Заслушав и обсудив доклады, выступления и предложения, участники конференции подчеркивают, что важнейшей задачей, которую необходимо решить в области обращения с отходами, является коренное улучшение работы по организации сбора отходов резинотехнических изделий и наиболее полное и технически грамотное использование продукции их переработки в рамках ежегодно формируемого государственного заказа.

Участники конференции приняли решения:

Усилить координацию деятельности производителей и импортеров автомобильных шин, отрасли сбора отходов и переработчиков отходов РТИ с целью внесения в законодательство положения об ответственности производителя за утилизацию изношенных шин и определения единого отраслевого оператора в этой области.

1. Обратиться в Правительство РФ с предложениями:

  • обратиться в Министерство экономического развития РФ с предложением совместно разработать Программу сбора и утилизации отходов РТИ и изношенных шин как элемент Концепции «"Зеленой” экономики» в Российской Федерации, основанной на наилучших доступных технологиях (НДТ);

  • разработать Федеральный закон «О вторичных материальных ресурсах» в качестве основополагающего документа отходоперерабатывающей отрасли;

  • поддержать разработанные МПР предложения о внесении изменений и дополнений в действующие законодательные акты Российской Федерации, предусматривающие введение ответственности производителя за утилизацию продукции в конце жизненного цикла и государственный заказ на приобретение материалов и изделий, произведенных из вторичного сырья;

  • рассмотреть вопрос об увеличении финансирования фундаментальных и прикладных научных разработок для рационального использования вторичных материальных ресурсов;

  • установить ставку НДС на вторичные материальные ресурсы в размере 0 %, по аналогии с вторичным металлическим ломом.

2. Обратиться в Министерство природных ресурсов и экологии РФ с предложениями:

  • привлечь представителей координационного комитета Конференции к работе по гармонизации российского законодательства с международными нормами, правилами и стандартами в области обращения с отходами;

  • ввести унифицированные нормативы сдачи опасных отходов для предприятий малого и среднего бизнеса в соответствии с профилем их деятельности, по аналогии с вмененной ставкой налога.

3. Обратиться в Министерство транспорта РФ с инициативами:

  • начать совместную с ЮНИДО и Ассоциацией резиновых асфальтов (США) работу по гармонизации с международными стандартами и правилами российской технической и проектной документации по применению отходов резинотехнических изделий при выполнении работ в дорожном строительстве;

  • создать специализированные независимые лаборатории по оценке качества дорожных материалов, получаемых из отходов РТИ с целью повышения качества строящихся и ремонтируемых дорог.

4. Рекомендовать Ассоциации содействия восстановлению и переработке шин «Шинэкология»:

  • совместно с представителями дорожных образовательных, научных и подрядных организаций создать рабочую группу для выработки предложений в Правительство РФ об упорядочении применения резиновой крошки в дорожном строительстве.

  • совместно с Центром ЮНИДО в РФ, Ассоциацией VALORPNEU (Португалия), Европейской ассоциацией производителей шин и РТИ (ETRMA) подготовить предложения о создании отраслевого оператора в области обращения с отходами резинотехнических изделий и шин. Провести рабочее совещание представителей производителей и основных импортеров автомобильных шин, осуществляющих деятельность на территории РФ, для принятия данного документа;

  • направить в Комиссию Таможенного союза предложения в Проект Регламента «О требованиях к колесным транспортным средствам по обеспечению их безопасной утилизации».

5. Обратиться в Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации с предложением:

  • провести в ноябре текущего года семинар-совещание с руководителями постоянных представительств администраций субъектов Российской Федерации по вопросам формирования в России отходоперерабатывающей индустрии.

6. Рекомендовать АНО «Международный центр наилучших природоохранных технологий» в контакте с федеральными и региональными законодательными и исполнительными органами власти Российской Федерации:

  • выступить координатором работ по выполнению решений Конференции, для чего создать координационный комитет из заинтересованных участников мероприятия;

  • разработать условия конкурса в рамках реализуемого Проекта ЮНИДО/Россия по созданию на пилотной территории системы сбора и переработки отходов РТИ и изношенных шин. Предусмотреть возможности софинансирования со стороны победителя;

  • совместно с ФГУ «Научно-исследовательский центр по проблемам управления ресурсосбережением и отходами» и информационно-аналитическими изданиями, специализирующимися в области переработки отходов, провести работу по созданию и наполнению каталога наилучших доступных технологий в области переработки отходов резинотехнических изделий.

7. Контроль за выполнением решений конференции возложить на АНО «Международный центр наилучших природоохранных технологий».



Источник: http://mtbsng.at.ua/publ/sovremennye_podkhody_k_resheniju_problem_utilizacii_rezinotekhnicheskikh_izdelij_i_shin/1-1-0-8
Категория: Переработка шин - статьи | Добавил: mtbsng (06.07.2011) W
Просмотров: 2774 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
счетчик
Статистика
© "MTB-Recycling" Представительство по СНГ          
Copyright MyCorp © 2017Бесплатный конструктор сайтов - uCoz